Золотая обитель

Будды Шакьямуни

Тел.: 8(84722)4-01-09, 8(847 22)4-00-10
Оф.сайт: http://khurul.ru/
E-mail: kalmyktample@mail.ru
Информация о хуруле.
В центральной части города в 2005 году построен буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакъямуни» – главный храм Республики Калмыкия.
Место под строительство нового хурула было освящено 1 декабря 2004 года Его Святейшеством Далай-Ламой XIV во время пастырского визита в Калмыкию.
Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой проектирования храмового сооружения. Проект был утвержден лично Далай-ламой с его рекомендациями и благопожеланиями.
Величие и монументальность, лаконичность и многогранность главного хурульного комплекса Калмыкии уже на сегодняшний день говорят о символе возрождения духовной культуры и национальных традиций единственной буддийской республики в европейской части России.

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.
Весь замысел хурульного комплекса состоит в том, чтобы люди могли поразмышлять о бытии земного существования, и поэтому каждый предмет и символ на территории хурула несет в себе определенное значение: так, «путь накопления добродетели и почитания» – дорожка вокруг хурула.
Обходя храм, в котором находятся все главные драгоценные реликвии буддизма, вы также выказываете уважение 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры. Статуи 17 великих буддийских ученых, в совершенстве владевших всеми областями знаний того времени, были созданы по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV, так как традиция буддизма, существующая у калмыцкого народа, также принадлежит к наследию этих пандитов.

По четырем углам комплекса установлены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», которые на протяжении многих столетий являются неотъемлемой частью буддийской культуры. В Тибете, Калмыкии, Бурятии, Тыве и Монголии они устанавливались в монастырских храмах, а также в наиболее посещаемых местах, чтобы люди, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги и очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях. Традиционно кюрде содержат плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.
Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения; золотые рыбы – символ духовного освобождения; лотос – символ чистоты; сосуд – символ скрытых знаний; зонт – символ защиты дхармы; штандарт – символ победы над невежеством и смертью; раковина – как символ возвестия Учения во все стороны; бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.
Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению. Колесо Учения – одна из восьми благих эмблем – представляет собой единство всего сущего. На фронтоне сияет Знак Калачакры, его суть во взаимосвязи и взаимозависимости Вселенной и человека. На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.
На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.
Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».
Второй уровень (фойе, молельный зал)
По обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, где по традиции снимают обувь. Здесь находится магазин с буддийскими принадлежностями, пункт охраны, стенд с объявлениями, распорядком ритуалов и молебнов, буддийскими новостями. Через фойе можно подняться наверх, войти в основной молельный зал и спуститься вниз, в цокольный этаж, где расположены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека и гардероб на тысячу посетителей.
В молельном зале первым, основным по величине и значимости объектом, обращающим на себя взоры любого человека, является фигура основателя буддизма Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Её автор – заслуженный художник России, скульптор Владимир Васькин, руководитель творческой группы, работавшей также над скульптурами, установленными на территории Центрального хурула.
Статуя Будды наполнена благой энергией, так как по традиции внутрь были заложены специальные реликвии. Она сделана в согласии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), когда Будда призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.
Будда Шакьямуни – индийский принц из рода Шакьев, посвятивший свою жизнь поиску выхода из круговорота страданий, достигший просветле­ния и указавший этот путь другим. Абсолютно все живые существа страдают и абсолютно все стремятся к счастью. Вдохновляющий пример Будды позволяет каждому найти путь к гармонии, счастью и просветлению. На небольшой платформе, в алтарной части, львиный трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV.
В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших и редкостных реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа о выражении почитания и уважения к своему Духовному Наставнику – Его Святейшеству Далай­ламе – знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.
На алтаре можно увидеть мандалу присутствия божеств (резной деревянный домик), чашечки для подношения водой, «зул» – символ подношения света, масляные торма, цветы и другие ритуальные принадлежности. По обеим сторонам Учителя – древо прибежища (цокшин), на котором восседают множество Будд и бодхисаттв.
Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также взор привлекают изображения Зеленой Тары и защит­ников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.
В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин ламы Калмыкии.
Ежедневно в хуруле проводятся молебны за процветание Учения, за благо всех живых существ и уменьшение их страданий. Утренний молебен начинается с чтения молитв: куда входят «Гьябдо» (Прибежище), «Ганден лхагьяма» (Сто божеств Тушиты), «Щераб ньингбо» (Сутра Мудрости), восхваление богини Тары (Дярк), Ваджрного Ямантаки, Трех божеств долгой жизни – Амитаюса, Ушнишавиджаи и Белой Тары, проводятся ритуалы защитников Учения – Махакалы, Каларупы, Окон-Тенгр. Заканчивается молебен посвящением заслуг, чтобы каждое живое существо достигло состояния Будды и избавилось от страданий.
Время посещения хурула постарайтесь использовать для зарождения в себе мысли о бодхичитте (сострадательный ум) и накопить больше заслуг посредством обхождения, совершения поклонов, начитывания мантр, сорадования и размышлений о природе страданий и избавлении от них.
Находясь в хуруле, нельзя гневаться, сквернословить, шуметь, вытягивать ноги в сторону алтаря и монахов. На территории хурула нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики, быть в нетрезвом состоянии, так как земля хурульного комплекса освящена Его Святейшеством Далай-ламой XIV.
Первый уровень (библиотека, конференц-зал, Музей истории буддизма и гардероб на тысячу посетителей)
Новый хурул – это еще и просветительский центр буддизма, где есть возможность послушать лекции буддийских учителей в конференц-зале, в буддийской библиотеке почитать книги, содержащие Учение Будды, а также побывать в Музее истории буддизма.
Библиотека «Золотой обители Будды Шакьямуни» является местом, где любой интересующийся человек может найти подробную информацию о буддизме, получить помощь в вопросах духовного поиска.
Основу буддийской библиотеки составляет дар Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов) и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).
Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами, он продолжает расти и пополняться. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке.
Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчит читателю поиск необходимой литературы.
Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед. Музейная коллекция говорит о существовании в калмыцкой степи сильной веры у мирян и чистой монашеской традиции.
Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, предусмотрены видеолекции через Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.
Третий уровень
На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. В холле представлена фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности Его Святейшества Далай-ламы, подаренная Фондом «Сохраним Тибет». В дни больших буддийских праздников можно ознакомиться с экспозицией, повествующей об истории буддизма и национальной калмыцкой культуры.
Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.
В комнатах индивидуального приема вас встретят всеведущие монахи и ответят на вопросы, касающиеся личных, семейных и других отношений, составят астрологический прогноз, прочитают молитву о здоровье и долголетии, назовут дату свадьбы или дадут добрый совет, если вы в нем нуждаетесь.
В кабинете тибетской медицины прием ведет доктор, закончивший полный курс обучения в главном тибетском институте астрологии и медицины Менциканг в Дхарамсале и имеющий опыт работы в тибетской клинике. Информацию о своем здоровье вы можете получить совершенно бесплатно: по пульсу определят, какой внутренний орган нуждается в лечении, назначат курс лечения. Лекарственные порошки и гранулы составлены из трав, произрастающих в Индии, Непале, Бутане, Тибете. Система лечения рассчитана на способность организма побороть болезнь и устранить ее причину.
По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, сидя на которых есть возможность отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.
Четвертый уровень
На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче является перерождением великого индийского махасидха Тилопы. Его появление в среде монголоязычных народов принесло огромную пользу для распространения и сохранения буддийского учения, гармонию и спокойствие окружающему миру. В Калмыкии считают, что рождение Тэло Тулку Ринпоче в то время, когда Учение Будды в силу внешних причин пришло к упадку, было драгоценным подарком Будд и бодхисаттв. Пребывание на посту Шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче служит примером духовного искания, поведения и благих поступков. «Я верю, что если от всего сердца желать блага всем живым существам, то в конечном итоге можно что-то изменить в этом мире».
Необычность данного проекта состоит в том, что архитекторы внесли свою изюминку в колорит храма. На этом уровне мы можем увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.
Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, которые мы можем увидеть на фасаде здания. В основание субургана заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д.
В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды, если рассмотреть последовательно, то увидим космологию буддизма, сансару и выход из нее. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.
Пятый уровень – резиденция Его Святейшества Далай-Ламы XIV
На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников.

«…СО ВРЕМЕН ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГУШИ-ХАНА В ТИБЕТЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ДАЛАЙ-ЛАМЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА КАШАГ. С ТЕХ ПОР ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДАЛАЙ-ЛАМОЙ И ОЙРАТ-КАЛМЫЦКИМ НАРОДОМ, ИМЕННО ПОЭТОМУ УЧЕНИЕ БУДДЫ НАРОД КАЛМЫКИИ СТАРАЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ ИЗ УСТ ДАЛАЙ-ЛАМЫ.»

Впервые калмыки увидели живое воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары (Арьябалы) в 1991 году, когда Его Святейшество Далай-лама XIV прибыл с пастырским визитом в Республику Калмыкия. Это было прорывом. Прорывом давно дремавшей духовной энергии, радости, еще не понятой, но очень близкой и родной, истинного величия Учения, драгоценной Бодхичитты, безграничной Мудрости и Любви Учителя. Учителя, которого воочию никто раньше не видел, но каждый знал и верил в него с момента своего рождения и вплоть до смерти. Второе пребывание Далай-ламы на калмыцкой земле в 1992 году придало еще больше сил развитию духовности, вскоре давшему свои результаты – стали вновь появляться хурулы, молельные дома, возродилась монашеская община, и многое другое.
Его Святейшество Далай-лама – духовный наставник и лидер буддистов всего мира. Во многих странах известна его миротворческая деятельность, направленная на мирное сосуществование людей разных вер и национальностей. Далай-лама призывает к любви, ненасилию и добрососедству. В своем интервью Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче говорит: «…Почему Далай-ламу любят и уважают во всем мире? Потому ли, что он богат, или потому что глава Тибета? Или потому что нам нравится простой монах? Все дело в том, что Далай-лама делится великой любовью со всеми живыми существами».
Седьмой уровень
Седьмой уровень Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, т.е. все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.
Храм виден из любой точки города – его высота 63 метра – золотая крыша светится в любое время года как символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем 10 сторонам света.
При всем разнообразии архитектурных стилей буддийских храмов, все они являются своеобразным магическим отображением системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма. Храмы имеют вид огромной ступенчатой пирамиды, начинающейся с основания, алтарной части и заканчивающиеся навершием Ганджуром – символа освобождения от земных страданий, являющегося конечной целью буддизма, т.е. Нирваны.
Если весь храм – символ Камалоки (сфера чувственного мира) и Рупалоки (сферы мира форм), то Ганджур – символ Арупалоки (сфера мира без форм) и в высшей точке выхода из сансары. Это космология буддизма, в котором изображено мироздание сансары и выход из сансары.

Made on
Tilda